Рабочая программа по бисероплетению

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мужевская средняя общеобразовательная школа

имени Н. В.Архангельского»

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель: Галкина Лариса Михайловна

Бисероплетение – забытое искусство, в последние годы находит все больше поклонников. Искусство изготовления украшений из мелких бусин, бисера, стекляруса – низание, один из очень интересных видов народного творчества. Миниатюрные бусинки, вспыхивающие разноцветными огоньками, соединенные вместе, создают радостный мир, волшебный и таинственный, как сказка.

Декоративно-прикладное искусство, являясь неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняя традиции преемственности поколений, народное искусство влияет на формирование художественной культуры личности. Основу декоративно — прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук — является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. В.А. Сухомлинский отмечал тесную связь в периоде детства мыслительных процессов с наглядными предметами окружающего мира: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит это взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок . » ( В. А. Сухомлинский «Сердце отдано детям». Киев. 1969, с.220).
Курс «Бисеринка» разработан для учеников 1-4-х классов и рассчитан на 33 часа в 1 классе и 34 часа во 2-4 классах. Занятия можно проводить фронтально и индивидуально. Фронтально обычно проводится теоретическая часть занятий и вводные занятия по темам на первом этапе обучения, а на втором этапе работа осуществляется, как правило, индивидуально или небольшими группами, в зависимости от склонностей и особенностей Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Курс состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части учащиеся получают сведения из истории рукоделия, знакомятся с материалами и инструментами для работы, свойствами натуральных камней, условными обозначениями на схемах, правилами техники безопасности при работе. Выполняя практические работы, учащиеся приобретают начальные навыки низания, учатся выполнять простейшие цепочки, изготавливают несложные изделия декоративно-прикладного назначения.
В зависимости от уровня подготовленности учитель предлагает учащимся при выполнении самостоятельных работ различные по сложности изделия. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Серьезное внимание следует уделять соблюдению правил техники безопасности. Более глубокому освоению курса будут способствовать выставки творческих работ учащихся, участие в школьных, районных конкурсах.
Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера — творческих проектов.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;

3. уровень творческой деятельности.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации

Данный курс « Бисеринка» позволяет ученикам оценить привлекательность для себя такого вида художественного ручного труда как бисероплетение, которое переживает сегодня новый виток развития. Материал курса может быть использован также при изучении раздела «Художественная обработка материалов» в образовательной области «Технология».

Основные формы и методы обучения:

метод проблемного изложения материала;

индивидуальная форма художественного творчества;

коллективный анализ творческих работ.

Актуальность программы — приобщение учащихся к народному искусству. Работа по бисероплетению доступна всем, изделия из бисера изготовленные своими руками могут послужить в качестве подарок родным и знакомым.

Цель программы – познакомить с историей возникновения бисероплетения, научить приемам работы с бисером, рубкой, стеклярусом, приобщить учащихся к творчеству.

ознакомление с одним из видов декоративно-прикладного искусства;

ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, цветоведения;

вырабатывать у учащихся интерес выполнять украшения своими руками.

воспитание любви к прекрасному в искусстве;

воспитание уважения к народным традициям;

воспитание аккуратности, трудолюбия.
3.Развивающие:

развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса;

нравственное, интеллектуальное развитие личности;

развитие внимания, памяти, абстрактного и логического мышления.

развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.
Учащиеся должны знать:

историю возникновения бисероплетения;

виды материалов, используемые в бисероплетение;

инструменты для работы;

правила безопасности труда при работе;

основные правила бисероплетения.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться инструментами и приспособлениями при работе с бисером;

начинать и заканчивать плетение;

оформлять готовое изделие(соединять его с фурнитурой);

подбирать цвета в изделии;

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами изучения программы «Бисеринка» является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которыеможно оценить как хорошие или плохие;

называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы « Бисеринка » является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) ;

с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения программы « Бисеринка » является формирование следующих знаний и умений.

Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

По художественно-творческой изобразительной деятельности : знать особенности материалов , используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.

Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на занятиях « Бисеринка»

По трудовой(технико-технологической) деятельности:

виды материалов (бисер, бусы, ткань, леска, проволока), их свойства и названия;

названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

технологическую последовательность изготовления несложных изделий: плетение, сборка ;

способы соединения с помощью лески, проволоки;
у меть под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять соединение деталей (мелких и средних по размеру);

Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда

Ученик получит возможность научиться:


• называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;

• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

• анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

• организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

• уважительно относиться к труду людей;

• понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире и уважать их;

• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы ).

2. Технология ручной обработки материалов.

Ученик получит возможность научиться:

• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;

• применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: режущими (ножницы) и колющими (игла);

• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по схемам.

Это интересно:  Браслет жгут из бисера

• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-прикладной задачей.

3. Конструирование и моделирование

Ученик получит возможность научиться:

• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи.

• изготавливать несложные конструкции изделий по простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере).

• соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;

• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале .

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой программы «Бисеринка» в частности.

Требования к оснащению учебного процесса на занятиях разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.

Для работы учащимся необходимы:

индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);

простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, цветные карандаши, иглы в игольнице, коробочки для бисера, бус.

материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, текстильные материалы (нитки, цветная ткань) , леска, проволока.

специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к занятиям: коробки, укладки, подставки, папки и пр.

Содержание программы.
Тема. Бисероплетение — забытое искусство
Теоретические сведения.
Краткие сведения из истории бисерного рукоделия. Материалы и инструменты для работы. Правильное расположение рук при работе с бисером. Вощение нити. Начало работы. Закрепление нити. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами.

Тема. Плетение простейших цепочек

Цветовое сочетание в бисере. Условные обозначения на схемах. Перевод схем. Чтение схем. Техника низания простейших цепочек. Зарядка для глаз. ТБ при работе.

Виды соединений 1 и 2 вариант. Цепочки: «Пико», «Восьмерка», «Восьмерка с подплетением», «Зигзаг», «Змейка». «В 1,5 ряда», «Цветочки из 5 бусин», «Цветочки из 8 бусин»; плотное плетение.

Тема. Техника плетения на двух иглах

Заправка нити на двух иглах. Правила и приемы работы на двух иглах. ТБ при работе.

Практическая работа. Цепочки: «Крестик», «Лодочка»; браслеты и серьги на двух иглах.

Тема Изготовление украшений на одной игле

Сочетание бисера с натуральными камнями, рубкой, стеклярусом. Свойства натуральных камней. Украшения-талисманы. ТБ при работе.

Практическая работа. Серьги, колье, браслеты, сетки, жгуты, шнуры полые.

Тема . Техника «Косое плетение»

Техника плетения листочков для цветов на двух иглах. Последовательность работы. Правила сборки. ТБ при работе.

Практическая работа. Заколки, серьги, браслеты, ожерелья.

Тема. Изготовление украшений на проволоке

Материалы и инструменты для работы. Техника изготовления украшений на проволоке. Брошки и цветы на проволоке. ТБ с режущими инструментами.

Практическая работа. Брошки: «Стрекоза», «Бабочка», «Божья коровка», «Роза», «Мимоза».
Тема. Изготовление закладки

Материалы и инструменты для работы. Техника нашивания бисера на ткань . ТБ при работе.

Практическая работа. Именная закладка для книг.

Календарно-тематический план 4 класс

Разделы и тема курса

Универсальные учебные действия

Немного истории
Краткие сведения из истории бисерного рукоделия.

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Соотносить материалы по форме и цвету с реальными объектами.

программа по «Бисероплетению»

Образовательная программа «Бисероплетение» является программой культурно — нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.

Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия.

Бисер – материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий он не теряет чистоту и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия.

Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие.

Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.

Работа детей в кружке по бисероплетению имеет большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации.

Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология”, в которой совсем не уделяется внимания такому виду декоративно-прикладного искусства, как бисероплетение.

Целью программы является формирование в детях духовно-культурных ценностей через овладение искусством бисероплетения.

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

1. Формирование у обучающихся творческого мышления:

— умение воплощать собственный творческий замысел;

— умение импровизировать в изделии.

2. Коррекция и развитие аналитико – синтетической деятельности мышления на основе работы со схемами.

3. Формирование оперативного образа объекта труда.

Ценность: возможность развития творческого потенциала обучающихся детей.

Программа рассчитана на 8 часов.

Формы реализации программы:

· Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.

· Фронтальная и индивидуальная беседа.

· Цифровой, графический и терминологический диктанты.

· Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

· Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.

· Игровые формы контроля.

· Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

  • единство обучения и воспитания
  • сотрудничество и сотворчество педагога и воспитанников
  • общедоступность
  • преемственность
  • дифференциации и индивидуализации
  • свобода выбора
  • успешность
  • практический
  • наглядный
  • метод релаксации
  • практические занятия
  • занятия исследования
  • работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий
  • рассказ, беседа, дискуссия

Содержание программы предусматривает полное усвоение и овладение необходимыми навыками бисероплетения на высоком качественном уровне с учетом возраста детей.

Система отслеживания результатов усвоения материала:

  • наблюдение за детьми
  • тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций
  • организация и участие в выставках
  • проведение конкурсов
  • анкетирование среди учащихся и их родителей по эффективности данной программы.
  • индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).
  • некоторые сведения из истории бисероплетения
  • правила техники безопасности при работе с бисером
  • правила организации рабочего места
  • понятия бисер, рубка, стеклярус,
  • секреты мастерства
  • качественно и профессионально выполнять изделия
  • читать готовые схемы
  • самостоятельно составлять схемы своих работ

1. Плоские фигурки животных и птиц (6 ч.)

§ Плетение на проволоке игрушки «Кошки»;

§ Плетение на проволоке игрушки «Кошки»;

§ Плетение на проволоке игрушки «Бабочки»;

§ Плетение на проволоке игрушки «Бабочки»;

§ Плетение на проволоке игрушки «Заяц»;

§ Плетение на проволоке игрушки «Заяц»

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

2. Цветы из бисера (2 ч.)

§ Плетение на проволоке цветка «Роза»

§ Плетение на проволоке цветка «Роза»

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

По окончании курса учащиеся знают:

  • название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
  • правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

По окончании курса учащиеся умеют:

  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;
  • под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
  • подбирать детали для работы.

1. Вводное занятие (1 ч.)

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме Тверской губернии. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

2. Плетение на проволоке

2.1. Цветы из бисера (6 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

2.2. Плоские фигурки животных и птиц (24 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

2.3. Игрушки по мотивам сказок , сувениры и украшения (34 ч.)

Это интересно:  Рисунки для вышивания крестиком

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок сказочных героев: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов фигурок сказочных героев. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.

3. Итоговое занятие (1 ч.)

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

По окончании 1 года обучения учащиеся знают:

  • название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
  • правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

По окончании 1 года обучения учащиеся умеют:

  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;
  • под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
  • подбирать детали для работы.

На первом году обучения обучаемые получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, плести сказки.

Познакомив учащихся с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться.

Рабочая программа кружка по бисероплетению для детей 5–6 лет

Марина Шкерина
Рабочая программа кружка по бисероплетению для детей 5–6 лет

Пояснительная записка

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Все учёные, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «…Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».Поэтому для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка.

Для развития мелкой моторики необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности, и наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы помочь реализовать их, увлечь, развить.

Образовательная программа «Бисероплетение» является программой культурно — нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Бисероплетение, как любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка.

Настоящая программа способна научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетённые из бисера, дети загорелись желанием сплести такие украшения куклам, себе. А на 8 – Марта подарить цветы из бисера маме.

Актуальность:

1. Занятия в кружке по бисероплетению способствуют развитию творчества, воображения, пространственного мышления, художественного вкуса, эстетических чувств;

2. Знакомят с особенностями художественного языка;

3. Развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать;

4. По желанию ребёнка бисер и бусинки могут превратиться в весёлую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир.

5. Способствуют обогащению словаря;

6. Способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук;

7. Развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её.

Цель: развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через увлекательное искусство плетение из бисера. Приобщение детей к основам рукоделия и ознакомление с историей промысла. Обеспечение досуга детей.

Задачи:

-научить приемам бисероплетения;

-научить работать по схеме, дополнять или изменять её, составлять свою;

-обогащать речь детей, расширять словарный запас.

-Способствовать развитию внимания, мышления, памяти;

-Развивать физические качества у детей;

-Развивать мелкую моторику пальцев рук, ловкость, умение управлять своими движениями;

-Содействовать развитию эстетических чувств.

-Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира;

-Воспитывать художественный вкус, интерес к прошлому и настоящему своей культуры;

-Приобщить детей к основам рукоделия.

Формы реализации программы:

— Беседа с детьми

— Показ Воспитателем способы действия

Принципы содержания программы:

1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

4. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

5. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом.

В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно- творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.

Условия для занятий в кружке «Бусинка»:

1. Занятия проходят в групповой комнате.

2. Подбор материала для творческой деятельности детей.

3. Систематизация литературно – художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки – с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем, русских традициях.

4. Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц рук.

5. Подбор комплекса упражнений для глаз.

6. Подбор репродукций, открыток, работы мастеров.

7. Составление фонотеки – подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.

Основные ожидаемые результаты:

1. Более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений.

2. Устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками.

3. Стремление детей к созданию украшений для кукол, для себя и близких.

4. Усвоение правил техники безопасности на рабочем месте.

Содержание программы «Бисероплетение»

1. Тема: Общие сведения о бисере (30 мин)

Цель: Познакомить с программой кружка, рассказать об истории возникновения бисероплетения, вызвать интерес к бисероплетению, желание заниматься рукоделием

1. История возникновения бисера и бисероплетения

2. Правила техники безопасности.

Уметь: безопасно работать с проволокой, ножницами.

Беседа «История возникновения бисера и бисероплетения». Знакомство с программой обучения. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению.

2. Тема: Материалы и инструменты, принадлежности для бисероплетения. Организация рабочего места (30 мин)

Цель: Показать инструменты и материалы для бисероплетения, рассказать об их назначении, научить организовывать своё рабочее место, провести инструктаж по технике безопасности работы с проволокой и ножницами.

Знать: Инструменты и материалы для бисероплетения, их назначения

Уметь: Организовывать своё рабочее место, безопасно работать с проволокой, ножницами

3. Тема: Цветоведение и композиция. Составление узоров и схем (30 мин)

Цель: Обучение правильного подбора цвета при выполнении работы из бисера, объяснение понятий: яркость, тон, цвет, насыщенность, теплые и холодные тона. Объяснить понятие – композиция, научить строить композицию. Обучение плетению по схеме.

Знать: Понятия: яркость, тон, цвет, насыщенность, теплые и холодные тона, композиция

Уметь: Строить композицию, плести по схеме

4. Тема: Низание цепочек и браслетов (150 мин)

Цель: Познакомить детей с приёмами нанизывания бисера на леску. Рассматривание поделок – украшений из бисера. Вызвать желание и интерес у детей к работе.

Знать: Приёмы нанизывания бисера на леску

Уметь: Самостоятельно нанизывать бисер на леску

Тема: Фенечки (240 мин)

Цель: Показать несколько способов плетения. Совершенствовать умение работать с бисером путем простого низания. Продолжать развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать;

Знать: Способы плетения на леске

Уметь: Работать с бисером, самостоятельно выполнить работу

Тема: Ёлочные игрушки (240 мин)

Цель: Обучить технике плетения объемных фигурок на леске, умению нанизывать бисер по счету, определять количество бисера в одном элементе, развивать художественный вкус, интерес к творческому рукоделию, привить умение с пользой проводить свободное время.

Знать: Технику плетения объемных фигурок на леске

Уметь: Нанизывать бисер по счёту, определять количество бисера в одном элементе

Тема: Необычное дерево (240 мин)

Цель: Познакомить детей с новой техникой плетения – петельное плетение. Обучить технологии изготовления дерева из бисера на проволочной основе. Развивать внимания, воображения, творческие способности.

Знать: Новую технику плетения – петельное.

Уметь: Самостоятельно изготовить дерево на проволочной основе петельной техникой

Тема: Розы для мамы к празднику (240 мин)

Цель: Продолжать упражнять детей в нанизывании бисера на мягкую проволоку. Познакомить детей с французским способом плетения. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук.

Знать: Французский способ плетения путём нанизывания бисера на проволоку

Уметь: Выполнить самостоятельно работу французским способом плетения

Тема: Весенняя фантазия (240 мин)

Цель: Повторить французский способ плетения. Познакомиться с новым способом плетения – параллельным. Учить видеть красоту цветочных композиций. Учить плести по схемам, подбирая необходимые оттенки. Вызвать желание порадовать маму красивым букетом.

Знать: Параллельный, французский способы плетения

Уметь: Видеть красоту цветочных композиций, плести по схемам

1. Тема: Пасхальное яйцо(120 мин)

Цель: Познакомить детей с историей праздника Пасхи, его особенностями подготовки. Вспомнить способ простого нанизывания на леску. Развивать художественный вкус, эстетические чувства. Воспитывать интерес к русской культуре, её истокам.

Знать: Историю праздника пасхи.

Уметь: Нанизывать бисер на леску

2. Тема: Весенняя картина (120 мин)

Цель: Сформировать знания, умения, навыки по выполнению мозаики из бисера. Развивать способности через активную учебно-познавательную деятельность. Способствовать воспитанию бережного отношения к красоте окружающего мира, творить красоту своими руками.

Знать: Способ выполнения мозаики из бисера

Уметь: Самостоятельно выполнить весеннюю картину из бисера

Тема: Насекомые (240 мин)

Цель: Уточнить знание детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках. Повторить умения и навыки работы с бисером, учить красиво, выполнять плетение, правильно подбирать цвета. Развивать эстетический вкус, внимание, аккуратность при выполнении работы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Знать: Насекомых и их характерные признаки, вспомнить различные способы плетения

Уметь: Красиво выполнить плетение, правильно подбирать цвета.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа «Бисерная красота»

Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения, создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Это интересно:  Кленовый лист из бисера

Курс обучения бисероплетению планируется на два учебных года. Данная программа рассчитана на детей 8-16 лет. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей. Обучение на первом году строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Бисерная красота»»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Бакалинская коррекционная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Согласовано» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Председатель на заседании замдиректора по ВР Директор школы

Профсоюзной методсовета ____________ ____________

организации протокол №1 Дырнаева Т.В. Гималтдинова Л.А.

кружка «Бисерная красота»

руководитель: Шаймухаметова Г.Ф.

Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения, создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Курс обучения бисероплетению планируется на два учебных года. Данная программа рассчитана на детей 8-16 лет. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей. Обучение на первом году строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.

Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное — работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.

С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами.

В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ кружковцев. Лучшие работы выставляются на городской выставке.

Научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самостоятельно составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма. Во время занятий дети, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям.

Подведение итогов работы проводится в конце учебного года (выставки). На протяжении года также проводятся тематические выстави к различным праздникам –День учителя, Новый год, 8 Марта.

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы бисероплетения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения (используются школьные знания для изготовления цветов, листьев, различных растений, животных и др.), ИЗО (подбор сочетаний различных цветов и красок). При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, применяются знания из областей черчения ( умение «читать» и составлять схемы ), математики ( подсчет стоимости используемого материала).

Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным и вечерним освещением. Учебное оборудование должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения наглядных пособий.

Для работы с бисером удобнее использовать неглубокое блюдце или коробочку с низкими бортиками.

* Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски — он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском

* Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.

* Бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек.

* Леска и резинка для плетения браслетов

*Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре.

* Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Нитки понадобятся шелковые или мулине, соответствующие по цвету зелени листьев. Бумагу лучше брать гофрированную или папиросную, но ее придется подкрасить в тон листьев анилиновыми красками. Можно использовать также специальную флористическую ленту.

* алебастр для заливки.

* Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.

* Различные по форме горшочки для цветов, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.

Инструменты. Для выполнения работ из бисера на проволоке необходимы следующие инструменты

* кусачки для отрезания проволоки;

* ножницы для бумаги и ниток;

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.

Учащиеся должны знать:

историю возникновения бисероплетения;

виды материалов, используемые в бисероплетение;

инструменты для работы;

роль цвета в бисероплетение;

условные обозначения на схемах;

терминологию бисерных украшений;

правила безопасности труда при работе;

основные правила бисероплетения.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться инструментами и приспособлениями при работе с бисером;

начинать и заканчивать плетение;

пользоваться схемами и переводить их;

оформлять готовое изделие (соединять его с фурнитурой);

подбирать цвета в изделии;

умело подбирать украшения к одежде.

Создание бисерного изделия. Порядок разработки изделия

Определить форму изделия и его размеры.

Продумать в целом его конструкцию и художественное решение

Определить количество и пропорции отдельных элементов и способы их соединения.

Разработать эскиз изделия

Выбрать технику плетения

Составить схемы изделия и его элементов

Выбрать или разработать орнамент

Проработать расположение узора на изделии в целом и на его отдельных частях

Подобрать цветовую гамму бисера

Красный – черный, желтый, серый, коричневый, желтый, оранжевый, синий, белый.

Синий – серый, голубой, бежевый, коричневый, розовый, желтый, золотистый.

Желтый – коричневый, черный, красный, оранжевый, серый, голубой, синий, фиолетовый.

Зеленый – темно-желтый, лимонный, салатный, серый, оранжевый, коричневый, черный, кремовый.

Фиолетовый – сиреневый, бежевый, розовый, серый, желтый, золотистый, черный.

Коричневый – бежевый, желтый, розовый, салатный, сиреневый, зеленый.

В этих сочетаниях изделия получаются наиболее привлекательными.

Существуют разные виды техники плетения бисером:

Низание в крестик – цепочки разной ширины в виде густой сетки с крестообразным расположением бисеринок.

Параллельное плетение – цепочки разной ширины с параллельным расположением бисеринок.

Мозаика – нанизывание бисеринок в каждом ряду в шахматном порядке, то есть через одну.

Низание – в одну нить и две нити; нанизывание бисеринок на нитку сквозной (ажурной) сеткой, наподобие вязания кружев крючком воздушными петлями.

Ткачество – изготовление украшений на станке с нитяной основой способом перебора.

Вышивание – шитье бисером «в прикреп» и «за иголку».

Процесс обучения делится на 3 этапа:

1 этап – усвоение элементарных знаний и умений в бисероплетении;

2 этап – расширение знаний и умений;

3 этап – углубление и совершенствование знаний и умений, выполнение профессиональных работ.

По окончании реализации программы выпускники должны знать:

правила техники безопасности;

начальные сведения о свойствах бисера, стекляруса, ниток, проволоке, леске, об их разнообразии и цветовой гамме;

иметь представление о пропорции;

начальные сведения о цветовом сочетании;

композиционное построение узоров;

Расписание и план занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

2. Из истории бисероплетения. (2 ч.)

Современные направления в бисероплетении. Основы цветоведения. Основные способы плетения.

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, способ плетения «коралл», «скрутка», низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. (Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем). Наращивание проволоки. Цветовое и композиционное решение. Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка цветов. Составление композиций букетов. Придание эстетического вида, обкручивание стебля зеленой ниткой. Сборка и закрепление цветов в вазе. Использование цветов для оформления интерьера.

(Тюльпаны, астры, орхидея, анемоны, каллы, цикламены, розы в греческом стиле).

Теоретические сведения. Анализ образцов. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев: параллельное, петельное, игольчатое, низание дугами. Комбинирование приемов. Техника выполнения Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов. Формирование ствола. Сборка и закрепление деревьев в горшке.

(Береза, глициния, денежное дерево, елочка, бонсай, сирень).

Теоретические сведения. Основные приемы плетения, используемые для изготовления фигурок и цветов из пайеток: плоская полоса, полоса с бисерным швом, последовательность выполнения поворота плетения. Техника выполнения серединки цветка, лепестков, листьев, тычинок. Анализ моделей.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов фигурок и цветов из пайеток. Сборка изделий. Составление композиций.

Плоские изделия: (стрекоза, сердечко, лебеди, бабочка).

Цветы: (ромашка, тигровая лилия).

Коллективные работы, приуроченные к тематическим выставкам.

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

Статья написана по материалам сайтов: infourok.ru, xn--j1ahfl.xn--p1ai, www.maam.ru, multiurok.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Оценок: 1
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector