Русская народная вышивка

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня хочу поделиться с вами результатами моих поисков, касающихся традиций русской народной вышивки. Скажу честно, что до недавнего времени я имела крайне поверхностное представление об этом вопросе. Но совершенно случайно наткнулась несколько книг, посвященных русской вышивке, и меня «затянуло». В данной статье будет приведена краткая информация о материалах и орнаментах в русской вышивке, а в следующая будет посвящена появлению в России вышивки крестом. Прошу присоединяйтесь, будет интересно!

Среди многих видов русского народного творчества вышивка всегда занимала важное место. Шили повсюду. Не нужно было искать особых приспособлений, а ткань, иголки и нитки были в каждом доме. Вышивкой украшали одежду и предметы быта: занавески, скатерти, полотенца, подзоры, передники, головные уборы, платки, юбки, платья. Вышитые изделия в повседневной жизни быстро старели, изнашивались и исчезали. Изучением вышивки, как отдельным видом искусства, стали лишь в середине XIXв., поэтому в музеях наиболее ранние образцы относятся только к XVIIIв..

Материал и цвет

Климатические особенности нашей страны не позволяют массово выращивать хлопок, поэтому основными источниками для изготовления ткани были лен и конопля. Из них ткали полотно. Тонкое отбеленное полотно служило основой, а нитки из льна и шерсти применяли для вышивки узоров. В XIX в. шерстяными нитками вышивали рубахи, головные полотенца. В ряде мест вышивка шерстью предшествовала вышивке другими материалами.

Основной цвет русской вышивки — это красный цвет со множеством оттенков: от темно-брусничного до оранжевого. Оттенок зависит от материала ниток и ткани (лен, хлопок, шерсть и т.п.), от использованных для них красок (минеральных, растительных, животных). Наряду с красным предпочтение отдают тонам синего, зеленого и желтого. Черный не характерен для русской вышивки. Только в тамбовском и воронежском регионе этот цвет традиционно используют в шитье.

Предпочтение к красному не ограничивает ни выбор других цветов, ни градаций их оттенков. Часто применяли белый цвет или составляли двухцветные сочетания. Общий тон вышивки при этом обязательно оставался радостным и оптимистичным.

Сюжеты и мотивы орнамента.

Разнообразие мотивов русской вышивки велико. Однако чаще других в орнаментах встречаются образы птицы, коня и дерева. Этот выбор обусловлен преданиями и верованиями древних славян, которые гласят о небесном дереве и сидящей на нем птице-солнце. Конь же символизировал видимое движение солнца.

Образ птицы чаще других используется в русской вышивке. Птицы встречаются как часть сложных сюжетов или же из птиц составляют отдельные узоры: виде ряда, где они следуют одна за другой, часто составляют композиции с деревом(кустом, растением или розеткой) и с женской фигурой в центре; нередко они просто повернуты друг к другу и смыкаются клювами или же наоборот хвостами.

Конь не такой популярный мотив как птица, но тоже довольно распространен. Образ коня с высокой, гордо изогнутой шеей похож на изображения народной глиняной скульптуры. Один из распространенных мотивов — кони по сторонам деревца или растения.

Растительный мир занимал видное место в орнаменте русской вышивки XVIII-начала XX вв. Дерево составляло центр композиции, к которому обращены животные, птицы; дерево являлось объектом поклонения всадников или всадниц. Иногда дерево заключено в специальную постройку, как бы небольшой храм или часовню, что подчеркивает его особое значение. Вышивка растений, деревьев выполнялась в строгом геометрическом стиле с двумя или более особо выделенными длинными ветвями, нередко корнями на треугольном основании, которые можно рассматривать как корни, изображенные обобщенно.

Среди цветов особенно часты розы в корзинке, реалистические, натуральной алой расцветки. Розы заметно вытесняют из растительной орнаментики русской вышивки другие растительные мотивы, в частности тюльпан. Это, по-видимому, связано с развитием общеевропейского орнамента, в котором мотив розы распространяется в XVIIIв.

Итак, я рассказала вам совсем немного об отличительных чертах русской вышивки. Эта информация очень поверхностна и не включает всего многобразия орнаментов, узоров и видов вышивки, которые наблюдались в XVIII-начале XIXв. На этом пока все, надеюсь, вам было интересно. Следующая часть посвящена появлению вышивки крестом на Руси.

Список литературы, который использовала привожу ниже. Конечно, сейчас есть и более современные источники информации, но эти книги мне понравились большой детальностью и тщательностью изложения:

  1. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки». М., 1972
  2. Дурасов Г.П. «Изобразительные мотивы в русской народной вышивке». М., 1990
  3. Богуславская И. Я. «Русская народная вышивка.» М., 1972

Чтобы оставлять комментарии, нужно войти или зарегистрироваться.

Русская вышивка

Русская народная вышивка не потеряла своего очарования в XXI веке. Модельеры используют узоры русской вышивки для создания новых коллекций, в спорте русская символика выражает патриотизм, бизнесмены используют славянскую стилизацию, чтобы выделиться из числа конкурентов и позиционировать свой бренд как отечественный. Вышивка в русском стиле украшает одежду и интерьеры, многие люди возвращаются к истокам славянской культуры.

Изначально ручная вышивка была ручным ремеслом, но в наши дни ручной труд потеснила машинная вышивка. Дело в том, что машинные технологии позволяют сделать вышивку гораздо более аккуратной и привлекательной, долговечной и прочной. Кроме того, русская машинная вышивка позволяет выпускать многотысячные тиражи в короткие сроки.

Мы вышиваем с 2007 года. В числе наших клиентов — многочисленные ателье и модельеры, выпускающие одежду и коллекции в русском стиле, а так же современные славяне, ролевики и реконструкторы, участники фольклорных ансамблей, организации славянской направленности, а так же многочисленные частные лица, поклонники русской культуры. Для каждого мы создаём ту самую вышивку, которую он искал. Обращайтесь, рады вышить для вас!

История русской вышивки

На Руси вышивка имела сакральное значение: то есть, была тесно связана с верованиями в мистические силы природы и богов. Языческая вышивка славян появилась задолго до прихода на княжение Рюрика. Обережные узоры и символы украшали одежду и предметы быта. Господствовал красный цвет ниток: на белом полотне он ярко выделялся, привлекал внимание.

С принятием христианства начался новый виток развития русской вышивки. Несмотря на ярую борьбу с языческими корнями, здесь, как и в других областях, вытравить древние обычаи не удалось: народная вышивка совместила старые славянские мотивы с новыми церковными. Например, люди всегда поклонялись солнцу как источнику света и жизни, оно символизировало весёлого бога Ярило. С принятием христианства солнце никуда не исчезло из вышивок, но теперь он символизировало Божье величие.

В эти времена – X-XII века – зародилось и стало развиваться русское золотошвейное искусство. Роскошные узоры украшали иконы, предметы церковного обихода, одежду богатых людей. Тогда же – характерная для русской вышивки черта – вошёл в декоративное искусство речной жемчуг. Вышивка жемчугом с тех пор прочно вошла в мировую историю как характерная славянская особенность.

Шли годы. Первоначально вышивкой занимались монахини: это связано было с тем, что с помощью вышивки на Руси украшали в основном церковные атрибуты. Постепенно вышиванием занялись знатные женщины: было ли это влиянием Анны Ярославовны, ставшей французской королевой и поведавшей об этой западной традиции, или просто юным девицам так прививали благочестие – неизвестно.

Параллельно славянская вышивка развивается в крестьянской среде. Здесь история вышивки словно стоит на месте: древние языческие узоры и символы по-прежнему украшают одежду, бельё, занавески. К XVII веку народная вышивка входит в моду, и её мотивы проникают и в дворянскую среду.

С XVIII века и далее на русскую вышивку начинают оказывать влияние западные мотивы. Пётр I вводит европейский костюм, и дамы спешат украсить свои платья на парижский или берлинский манер. Наиболее востребована мужская вышивка, при дворе расшитые кафтаны входят в моду. Особого рассвета русская вышивка достигает в XIX: галантная эпоха требует изящества и эстетики.

Возникновение и распространение машинной вышивки производит переворот в этой сфере искусства. В XX веке происходит интеграция искусств и национальностей: африканские мотивы могут соседствовать со средневековой символикой, вышитые строки из стихотворения А.Блока – украшать танцевальный наряд для бала-маскарада.

Русский орнамент в вышивке

От простого узора орнамент отличается многократным повторением одного и того же элемента. Как возникла такая идея? Дело в том, что в древности узоры для вышивки не были простым украшением: они передавали сакральное знание. Раз за разом повторяя тот или другой символ, вышивальщица подчёркивала и усиливала его значения. Особенно это относится к обережной вышивке.

Рассмотрим основные символы русской вышивки.

Солнце. Славяне высоко чтили солнце: впрочем, как и любой древний языческий народ. Солнце символизировало жизнь, радость, плодородие. В народной вышивке чаще всего светило представляется как колесо или розетка. Чаще всего такой символ был центром, вокруг которого закручивается орнамент, однако встречались и повторяющиеся мотивы колеса.

Ромб. Сейчас популярность этого символа кажется странной, потому что мы позабыли его значение. В древности же ромб символизировал женское начало, материнство. Ромб повторялся в разных вариациях на полотенцах и скатертях, подолах платья и рубахах. Он был обязательным украшением женской одежды, а так же служил талисманом для плодородия.

Это интересно:  Схема вышивки крестом свиньи

Крест. Этот символ был нам известен задолго до принятия христианства. Равноконечный крест символизировал солнце: его расходящиеся лучи. Близкая вариация символа – свастика – символизировала вращение солнца. Удивительно, как национал-социалистическая партия Германии умудрилась выбрать своей эмблемой символ нации, которую они намеревались уничтожить под корень! Так или иначе, в XX веке коловорот – наше название свастики – окончательно ушёл в прошлое, считается осквернённым символом.

Ёлочка. Частенько вы можете увидеть на старинных вышивках узор-ёлочку. Он символизирует дерево вообще и Древо жизни, лес и природу.

Другие элементы русской вышивки

Конечно, символика русской вышивки не ограничивается орнаментами. Многие реалии жизни нашли своё отражение в искусстве вышивальщиц.

Особой популярностью всегда пользовались мотивы флоры и фауны. Различные цветы и растения прочно ассоциируются с народной вышивкой: вспомните павлоградские платки, палех. А ведь вышивка в стиле гжели или хохломы распространена ив наши дни, её узнают во всём мире! Кстати, гжель заметно отличается от традиционных цветов русской вышивки: красного, чёрного и золотого.

Животные тоже появляются на полотне довольно часто. Они символизируют то же, что и звери из русских народных сказок. Однако вы вряд ли найдёте в вышивках медведя. Почему? Дело в том, что в тотемном языческом сознании медведь был прародителем всех славян, а потому на него наложено табу. Медведя нельзя изображать, и даже имя его под запретом – слово «медведь» является ничем иным, как заменой. Поэтому в узорах вышивания прародитель не появляется.

Часто возникает в орнаменте женская фигура: символ плодородия и женского начала. Если женская фигура простирает руки к небу – это символ единства двух начал.

РУССКАЯ ВЫШИВКА

Информация

Описание: Русская вышивка — неотъемлемая часть искусства русского народа.

Группа посвящена русской вышивке, техникам её выполнения, обучению, выставкам, сбору материалов по истории русской вышивки. Показать полностью…

Русская народная вышивка южных районов, бытующая в Калужской, Смоленской, Рязанской, Тульской, Орловской и других областях, в отличие от северных, характеризуется преобладанием геометрического орнамента, хотя и здесь широко распространены растительные орнаменты, а иногда встречаются сюжетные композиции. Она во многом перекликается с вышивкой других славянских народов. Вышивка южных районов многоцветна, и обычно при выполнении каждого отдельного узора применяется несколько техник.
В отличие от северных районов, где с давних времен вышивкой украшались, наряду с женскими костюмами и мелкими бытовыми вещами, крупные декоративные вещи, в южных районах вышивка применялась только для украшения женской одежды и полотенец.

В южных районах применялась следующая техника вышивки: роспись, набор, счетная гладь, строчка, цветная «перевить», крестик и стебельчатый шов. Место: Россия

229 записей

Подборка книг по старинной народной вышивке.

Открыт набор на двенадцатый поток вебкурса по старинной русской вышивке. А тем временем учащиеся предыдущих потоков уже любуются своими работами. С нами Екатеринбург, Нижний Новгород, Кемерово, Владивосток, Сургут, Краснодар, Показать полностью… Хабаровск, Красноярск, Пермь, Новосибирск, Иркутск, Тюмень, Орёл, Уфа, Новокузнецк, Челябинск, Брянск и др.

Дистанционный старинной русской вышивки состоит из 7-ми занятий, занятия будут проходить с ноября по февраль. Кроме изучения самих сценариев выполнения швов, на занятиях мы будем рассматривать вопросы, какие бывают как правило интересны тем, кто хочет изучить вышивку с этнографическим уклоном. Занятия могут быть полезны как тем, кто хочет научиться вышивать узоры на полотенцах, рубахах, скатертях, как это делали в старину, так и тем, кто хочет украсить старинными узорами вещи, каких в старину не бывало.

Вебкурс представляет из себя:
— видеозаписи с теорией и практикой по каждому шву, доступные для просмотра в течение трех недель,
— снимки подлинных старинных вещей, наших главных учителей,
— наборы узоров,
— возможность задавать вопросы и получать ответы.

На отработку 1 занятия даётся три недели.

Высокий пафос и откровение русской вышивки, или 5-ти минутный тест на знание русской культуры. (18+)

Эта вышивка моей ученицы Ирины Зюзиной — совершенно особенная, знаковая. В такие мгновения чувствуешь близость невероятной сокровенной тайны. Показать полностью… Образ скопирован с вятского полотенца конца 19-го века из моего частного собрания и вышит всего за один (!) вечер, а тем не менее в нём — взгляд в вечность, цитата из веков ушедших. Сколько сотен лет этому образу? Что кроется за ним? Пугающие очертания, они не вписываются в нашу картину мира, а ведь они — подлинно русские, подлинно славянские. Все мы читали статью Д.А.Баранова и Е.Л.Мадлевской «Образ лягушки в вышивке и мифопоэтических представлениях восточных славян», гипотезу о том, что в таких древних изображениях кроется изображение плодородного животворящего начала. Но всё ли можно передать словами? Всё ли можно объяснить словами и гипотезами? Глядя на этот образ — понимаешь, нет, далеко не всё. Когда видишь повтор такого образа на расстоянии вытянутой руки невольно содрогаешься, становится не по себе. В этом образе рождение неведомого начала из хаоса, в нём мистика, глядя на него словно расширяется сознание, пытаясь вобрать в себя совершенно другую эстетику и семантический пласт. В этом образе — сила и тайна, неведомая нам музыка смыслов, за ним стоит другое измерение, неведомое нам. Опознаём ли мы это изображение как неотделимую и важную часть русской культуры? Доводилось ли нам видеть подобные изображения на русских полотенцах? Говорит ли нам хоть кто-нибудь — что без таких образов представление о русской вышивке — неполно? Орловский спис, пудожский канон, вам что-нибудь говорят эти слова? Так ли уж хорошо ли мы знаем русскую культуру? Хорошо ли знают историю русского искусства выпускники академий художеств и искусствоведы и наши среднестатистические соотечественники? Черный квадрат Малевича у всех на слуху, хулиганство одного художника, а древние народные образы — редко где можно увидеть, случайно разве что, вероятность увидеть подобное и узнать, что это русского мировосприятия осколок — близка к нулю.

А ведь подобный образ — не единичное явление. В полотенцах орловского списа встречаются подобные образы, с заполнениями, с разделками внутри контура. Пудожские полотенца и подзоры хранят такие образы, они благодаря исследованиям О.И.Бакировой, изложенным ею в книге «Народная вышивка Пудожья», уже по праву приобрели название «пудожский канон». Это же полотенце явственно говорит о том, что вполне вероятно существовал и «вятский канон», и только отсутствие публикаций полотенец этого же ряда лишает нас возможности пока совершенно утвердительно выделить этот канон, категоризировать его. И уважение, знание таких образов — показатель того, что человек не вчера услышал о русской культуре, и не числит себя знатоком, потому что как увидишь такой образ, сразу по лицу наотмашь бьет факт — мало мы знаем, мало понимаем, мало ведаем, и учить нам историю ещё, учить, открывать, исследовать, искать толкования — не один год. Для начала научиться хотя бы отличать мыльные авторские узоры крестом от созданного действительно века назад. Видеть и отличать, где подлинная история, а где то, что нескончаемым потоком реалистичных розочек, вазончиков, цветочков и дубовых листочков в конце 19-го века опустошило сокровищницу русского узорочья путём вымещения и подмены, и таким образом отняло у русской вышивки семантическую глубину, снизвело её до уровня красивости и мещанства.
Почитание линга у индусов — явление известное, здесь же очевидно мы видим нечто подобное, рождающее начало, семя, а значит древний человек думал не об одном выживании, но и замирал в восхищении перед самой идеей рождения, продолжения жизни, искал образы, которые вложат в голову уважение к этим идеям, возведут идею семени и матки (или утробы) на необычайно высокий уровень, поставят саму идею продолжения жизни на незримый пьедестал, помогут человеку осознать идеи вечности, рождения жизни, увидеть божественную искру. Кто автор этого образа? Нет имени, мы не знаем, в каком веке появился этот образ, но очевидно одно — что его автор выразил крайнюю степень восхищения и благоговения перед материнским и отцовским началом, перед способностью рожать и давать жизнь, перед божественной рождающей силой, и сделал это куда успешнее и искуснее чем Курбе, потому как такие очертания принадлежат более высокому художественному канону, настраивают на более серьезное, отрешенное от плотского, видение священных законов природы. Богаче ли становится представление о человеке после размышления о таких категориях? Безусловно да. Благодаря таким образам наши предки приближались к более осознанному пониманию себя, своей сущности, своей природы, благодаря им они принимали свою природу, и видели насколько жизнь всех тварей земных созвучна нашей, и созвучие это — благородно, достойно благоговейного сыновьего отношения. А значит и для зрителя и самой вышивальщицы такие образы — важное напоминание о высоком предназначении человека, женщины, семьи.

Это интересно:  Схемы вышивки в хорошем качестве

Уступает ли этот вятский образ изображениям пудожского канона или орловского списа? Убеждена — нет, здесь приложено намного меньше усилий по выделке изображения, а цель всё-таки достигнута. Минимализм, отсутствие украшений, только подчеркивает главные черты, их звучание за счет лаконизма изобразительных средств оказывает ещё более сильное и глубокое впечатление и достигает цели — обратиться к уму, к душе, к духу человека.

Вглядитесь, разве можно назвать это изображение двухмерным? В нём угадывается 3D реальность, объём, перспектива. В 19-м или 18-м веке, а может быть и ранее наши предки уже способны были создать объемное изображение иглой по ткани? Я в этом не сомневаюсь. Чтобы увидеть этот образ отчетливо — нам, людям 21-го века, надо увидеть его отснятым кем-нибудь с талантом Тарковского, с чутьем большого художника, с открытым слухом, с чутким зрением, с живой к восприятию глубоких важных категорий душой. Потому как в этом образе — не что-то обыденное, в ней пафос, патетика, в ней обилие и эстетика не менее значимая чем эстетика музыки Баха. Русская народная вышивка способна на патетику? Да. На высокую риторику? Да. На философскую глубину? Да. Этот образ тому подтверждение. У русской вышивки есть право быть в центре музейного зала, в центре внимания, на звучание и прямую речь. Русская вышивка — это не только прикладные вещи, для услады глаз, русская вышивка относится не к одной области украшательства, но и к уму, и к душе, и к духу.
И отчего-то мне кажется, что у русской вышивки и этого, да именно этого полотенца работы Ирины Зюзиной, вышитого в октябре 2016-го года, есть право занимать место на выставках современного искусства, потому что это современное искусство в лучшем понимании этого слова.

В такие мгновения с удвоенной силой я понимаю, что мои старания по созданию Музея вышивки — не напрасный труд. Узоры, образы, которые хранят полотенца и рубахи, подзоры и столешники, любые покрытые вышивкой клочки ткани — это вестники ушедшего мира, это наши учителя, это откровение, это руки помощи, протянутые нам из вечности, нашими предками, нашими кровными родными. Возможность их видеть вблизи, копировать их — это благосклонность судьбы, это честь, удача, это сокровенный и такой желанный ответ вселенной на наши чаяния, на наш поиск чего-то незыблемого, на что можно опереться как на островок. История оживает. Продолжается. Мысль, выраженная на полотне иглой и ниткой сто и двести лет назад, даёт искру и зажигает новые очаги ревности к нашему общему бесценному наследию. Я убеждена — важно не только хранить подлинники в сумраке хранилищ, но копировать их, отдавая этому дни и месяцы или, как в этом случае, уделив этому копированию один, всего лишь один вечер. И в этой уверенности, что нам ещё удастся отвоевать у безвестности, забытья, небытия подлинно русские образы — правда и соль моей жизни.

Русская народная вышивка (стр. 1 из 4)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЕМЕРОВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

«РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА»

студенты группы КМ-71,

Воробьева Ирина Алижановна

Этапы выполнения проекта

1 История традиционной русской вышивки

2 Символика в рисунках для вышивки

3 Значение цвета в вышивки

5 Экономическое обоснование изготовления коллекции

Результаты реализации проекта

Наименование проекта «Русская народная вышивка»

Основные разработчики проекта студенты группы КМ-71: Воробьева Ирина, учащиеся группы З-41

Руководители: Голышева Елена Викторовна, преподаватель дисциплин «Конструирование одежды», «Моделирование и художественное оформление одежды», Гампель Вера Николаевна, преподаватель дисциплин «Технология швейных изделий», «История костюма»

· Воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию

· Развитие познавательного интереса, технического мышления, творческих способностей и технологических знаний в процессе изучения и создания изделий с использованием элементов русской народной вышивки

· Привить любовь к традиционной русской народной вышивке;

· Развивать художественно-творческие способности на примере изготовляемого изделия;

· Формирование целостного восприятия народного искусства как части культуры народа;

Этапы реализации проекта

1. Изучение истории традиционной русской вышивки

2. Изучение символики в рисунках для вышивки

3. Изучение значения цвета в вышивке

4. Практическое выполнение изделий

5. Участие в выставочной деятельности

Народное искусство — наше материальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть отечественной культуры. Своеобразной формой народного искусства являются народные художественные промыслы. Среди множества форм художественных народных промыслов — вышивка является самым доступным и любимым. Возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь всегда влекла русских женщин к вышивке, а их природные художественные данные способствовали необычайному развитию в народе этого вида искусства. Произведения народных мастериц несут в себе историческую память народа, хранят его представления о мире, человеке, красоте и добре.

Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в городской быт, одежду горожан. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам. Многие известные отечественные и зарубежные модельеры используют выразительные средства художественной вышивки при разработке коллекций женской и детской одежды. Художественная вышивка становится средством особой выразительности в современной одежде, декоре различных интерьеров.

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

1 История традиционной русской вышивки

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX-X веков. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIV-XVII веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.

Перед свадьбой на выставке приданого по количеству холста, по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие невесты, ее способность к домашнему ремеслу. По вещам, выполненным руками невесты, определялось, какая хозяйка входит в дом.

Вышивка выполнялась крестьянками по счету нитей ткани, по сетке из выдернутых в ткани нитей по основе и утку или по целой ткани — росписью, крестом, счетной гладью, набором. На Севере России до середины XIX века была распространена роспись (полукрест) — двухсторонний шов с красным узором (линейные стежки) по белому фону; в центре изображалась женская фигура или древо, по бокам — всадники или птицы. В Калужской, Смоленской, Тульской, Орловской, Рязанской губерниях чаще всего использовалась цветная перевить: белые фигуры орнамента на фоне сквозной сетки, перевитой красной нитью, с редким включением других цветов. В Вологодской, Ярославской, Костромской, Новгородской губерниях вышивали в основном белой строчкой, с введением цветных нитей в разнообразные узоры.

Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.

В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы.

С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал одежду и жилище изображениями-оберегами… В народном искусстве сохранилось много древних символов-оберегов, изображая которые на одежде, посуде, жилище человек отгонял нежелательных духов.

Первый сюжет русской народной вышивки – дерево, оно – и древо, и древо мира, и древо познания, и модель мира. Мы говорим – корни памяти, корни истории, корни рода. Мы говорим – древо рода, родословное древо. Дерево участвует в нашей жизни не только служа нам жилищем, давая плоды, украшая наш дом. Дерево – не только лодка, тележка, игрушка, не только предметы быта и искусства. Дерево – это образ мира и образ мышления. Первый человек был собирателем корней и плодов, и дереву он обязан жизнью. Дерево – это и дом, и храм, и последнее пристанище человека. Дерево являло собой мироздание. Корни – это знак подземного мира, стволу соответствует земной мир, а кроне – небо.

Дерево олицетворяет еще и мир с природой, ибо человек еще не взял в руки оружие, топор, камень, не начал охоту на зверя. Он собирает плоды, он в союзе с природой. Но вот человек постепенно становится охотником, и его кормильцем становиться зверь. Одним из первых животных, судя по многочисленным следам, оставленным в фольклоре, обрядах, в вышивке был олень. Культ оленя был распространен очень широко. Олень – знак удачного брака, знак обильной жизни. Два оленя, сведенные головами, – сюжет женского кокошника. Он был не только знаком неба, но и знаком – матери и дочери, рожающих все живое на земле.

Это интересно:  Авторские схемы вышивки крестом

Рожаницы — древнеславянские женские божества, спутницы бога Рода. Почитались с позднего Каменного века (7 тыс.-4 тыс. лет до н.э.) Олицетворение женского животворящего начала и великого таинства природы. Символ женского плодородия. Рожаницы традиционно изображаются в позе рожающей женщины, в виде двух оленей, или рогатых женских фигур.

Шло время, и человек постепенно начал понимать, что зверь, животное не так всемогуще, как ему казалось многие века. Сила природы, сила солнца, сила весны, тепла, дождя оказались для хлебопашца и скотовода куда большей властью, чем власть зверя, которая не могла помочь ему выращивать и собирать урожай. Но эту власть и силу нужно было воплотить во что-то, что было ведомо человеку. И человек наделил эту силу человеческими чертами. В первую очередь олицетворением этой плодотворящей силы стала женщина, так как много было общего у природы и земли, которые кормили, заботились, рожали хлеб, с женщиной, которая тоже давала жизнь, кормила человека и выращивала своё дитя. Тайна и чудо рождения, которыми наделена женщина, воспринималась как некая могущественная сила. Знак плодородия, размножения был первым смыслом, который заключался в изображении женщины. Как земля умножает зерно, так женщина родит человека. Мать сыра земля – это земля, политая дождем и дающая хороший урожай, несущая в себе реки и воды. Мать и земля – синонимы в восприятии нашего далекого прапредка. Отсюда и место, где живет род – родина – женского рода.

Основные аспекты и значение русской народной вышивки

Русская вышивка занимает особое место среди других стилистических направлений. Она не только красива, но и очень многогранна. На огромной русской территории разные губернии использовали свои отличительные техники. Помимо этого различия были и в используемых материалах, и в цветовой палитре.

Чем интересен этот вид рукоделия?

В каждой стране вышивка и другие способы украшения одеяний различны и неповторимы. Русская вышивка делилась на несколько типов:

  • городская;
  • крестьянское рукоделие;
  • вышитые мотивы, которые использовались как оберег.

Русская вышивка

С ранних лет (приблизительно с 5-6) крестьянских девочек обучали искусству вышивки, шитья и даже создания кружев. Именно они, в отличие от городских девушек, тщательно чтили традиции и старались передавать все культурные особенности (орнаменты, узоры) в своих произведениях. Вышивали различными способами: крестом, обычной гладью, московским швом.

Русская вышивка — старинный вид народного искусства

В то время был обычай, согласно которому девочки с 5-ти лет должны начинать готовить себе приданное, которое было достаточно объемным.

Они должны были украсить крестом и другими стежками различные текстильные принадлежности (скатерти и полотенца), предметы одежды.

Искусство вышивания имеет многовековую историю

В качестве одежды выступали многочисленные сарафаны, высокие юбки, шубки, рубахи, передники и т.д. При этом готовился не один комплект одежды, а несколько (для каждого отдельного случая либо празднества: свадьбу, празднество, гуляния, для работы и т.п.).

Сундук с приданым

Городские девушки старались внести в узоры своих творений немного европейской моды. Большое влияние на вышивку оказывал французский стиль.

Вышивка в французском стиле

Не менее популярной была вышивка, которая использовалась в качестве оберега. Наиболее популярной техникой исполнения считался крест. При этом даже самая маленькая деталь в такой вышивке имела свой смысл и значение.

Орнаменты и узоры крестом были достаточно разнообразны, но наиболее популярным считалось изображение Роды – матери, которую окружали олени. В качестве оберега ее часто можно было увидеть как на одежде новорожденных деток, так и на свадебных нарядах. Считалось, что она будет оберегать своих владельцев от различных напастей.

Вышитый оберег с изображением

Каждый из этих типов невероятно красив и имеет свои особенности. Помимо этого, у каждой области были некоторые свои отличительные черты.

Северные традиции

Народные традиции севера, к которому относятся Карельская АССР, Вологда, Архангельск и Ленинград, были едины. Наиболее популярными техниками были гладь, косые стежки, роспись.

Вышивка гладью

Вышивка полным крестом была распространена только при создании некоторых оберегов.

Вышивка крестом

Наиболее популярной была роспись, которая по своей сути являлась полукрестом. Она представляла собой мелкие стежки, преимущественно яркого красного цвета, которые создавали определенные узоры. После того, как окантовка была готова, внутреннее пространство заполнялось другими декоративными швами. В некоторых случаях также использовался декор краев. Для этого делались дополнительные штрихи, узоры из звездочек либо снежинок.

Старинная русская вышивка, как и процесс вышивания, имела обрядовое значение, была близка к аграрным обрядовым действам

Красиво смотрелась и белая строчка. В качестве основы для вышивки использовалась немного разреженная ткань, которая слегка просвечивалась.

Белая вышивка

Таким образом, плотный белоснежный сюжет на легком и прозрачном фоне смотрелся восхитительно.

Особенности южан

Южные области (Воронежская, Тамбовская, Орловская, Курская и Пензенская) характеризовались наличием различных геометрических орнаментов. В этих территориях была вышивка росписью, белой строчкой, иногда крестом и другими швами.

Вышивка росписью

Но наиболее распространенными считались цветная перевить и счетная гладь.

Цветная перевить несколько похожа на белую строчку. Главная черта, которая объединяет две этих техники, это использование полупрозрачной тканевой основы. Такая техника была достаточно сложной, особенно если за основу был взят достаточно большой красочный сюжет. Поэтому наличие вышивки в таком стиле было очень престижно и свидетельствовало об определенном достатке семьи.

Цветная перевить

Цветная гамма была достаточно разнообразной:

  • Рязань славилась своей вышивкой в синих тонах;

Рубаха вышитая в синих тонах

  • в Смоленске можно было часто встретить золотой фон и красочные лимонные, оранжевые, красные и белые сюжеты;

Смоленская вышивка

  • Тула и Калуга характеризовались красновато-белой гаммой, в которую вкраплялись самые разнообразные (синие, голубые, зеленые и желтые) вставки;

Русская вышивка — явление чрезвычайно сложное и многогранное

  • в Калининграде использовался яркий малиновый фон, а сюжет создавался из различных алых, белых, зеленых и золотистых нитей.

Вышивка — едва ли не самое развитое искусство среди многих видов русского народного творчества

При этом, главной геометрической формой был ромб либо квадрат. Они вышивались с выступами по углам, диагоналями, спиралями и т.п. Фигуры расставлялись друг за другом, расшивались двойным крестиком, поддевчатым швом, гладью, косой стежкой. А в качестве материала использовались шелковые нити.

Вышивальные ритмы в центре России

Центральные районы неплохо комбинировали традиции как северных, так и южных территорий. Но при этом они добавляли свою «изюминку». С Севера они позаимствовали белую строчку, а также присущие для нее мотивы и сюжеты. По сей день эта техника используется для украшения текстильных изделий в Ивановской и Калининской областях.

Русская вышивка — неотъемлемая часть искусства русского народа

В некоторых областях (Ярославль, Кострома) белая строчка была несколько модернизирована. Вместо традиционных полностью белоснежных сюжетов стали появляться белая вышивка с цветным контуром, декором из золотых, голубых и розовых нитей.

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит

Наиболее изысканно смотрелась вышивка в Костромской области. Там рукодельницы использовали для создания своих произведений искусства в основном пастельную гамму и шелковые нити. Благодаря спокойным цветовым переходам вышивка смотрелась невероятно красиво, а шелк придавал изделию блики и переливы.

Белоснежная вышивка шелковыми нитями

Традиционная для Севера роспись также модернизировалась. В отличие от исходного варианта, в центре она выполнялась с большей густотой зашивки, поскольку в работе использовались в основном шерстяные нити.

Вышивка росписью

Был в центральных областях и известный южный ромб. Он также декорировался зубчатыми краями, диагоналями, зашивкой различными техниками (крестиком, гладью и другими швами).

Изображение ромба в русской вышивке

Уникальная технология прославила Горьковскую область. «Горьковские гипюры» были необычайно изящной техникой. Самым распространенным мотивом для горьковской ажурной вышивки считается розетка средних размеров с округлыми углами в форме ромба.

Горьковский гипюр

Скатерть с горьковским гипюром

С первого раза во всех стилях и техниках народной вышивки разобраться достаточно тяжело. Ведь в каждой области были свои особенности, которые отличали ее работы от других. Наиболее точно культурные особенности сохранялись в крестьянском типе вышивке, а также в технологии изготовления сюжетов-оберегов.

Статья написана по материалам сайтов: easycross.ru, www.promvishivka.ru, vk.com, mirznanii.com, ethnoboho.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector