В чем секрет народной вышивки

скачать УРОК № 5 1ч.5кл.
Тема: « ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ

РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ ».

Цель: познакомить с русской народной вышивкой; закрепить

навыки создания художественного образа в декоративной

композиции.

познакомить учащихся с символическим значением

поло­тенца, мотивами орнамента на нем;

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и
    искусству, любовь к Родине и ее культуре;
  • развивать творческую активность, навыки работы в

апплика­ции, эстетический и художественный вкус;

  • познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения; познакомить с символикой идеограмм;

Оборудование и материалы:

Динамическая таблица «Древние образы русской вышивки», альбом.

Мультимедийная презентация – материал с образцами русских народных вышивок.

Музыкальное сопровождение: народная музыка.

Для учащихся: альбом, листок в клеточку, фломастеры: красный и черный.

Схемы-таблицы с мотивами орнаментов; таблица с изображением знаков-символов; иллюстрации с изображением вышитых полотенец.

Выполнить эскиз узора вышивки на полотенце

в традициях русских народных мастеров.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного материала

3. Актуализация знаний. Просмотр видеофрагмента «История русской вышивки».

4. Формирование новых знаний. Демонстрация мультимедийной презентации «Русская народная вышивка».

5. Закрепление знаний.

6. Выполнение практической работы.

7. Подведение итогов.
МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Организационный момент

Повторение пройденного материала

— Как ты думаешь, что роднит различные произведения крестьянского искусства?

— Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве?

— Какие черты свойственны крестьянским мастерам?

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов, предназначенный для украшения различных предметов обихода, архитектурных сооружений, предметов декоративно – прикладного искусства.

Еще далекие наши предки украшали свои изделия простейшими рисунками. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, защититься от злых, и делалось это при помощи определенных ритуалов, которые нашли отражение в искусстве. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Это язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала.

Вышивка — один из древнейших и наиболее распространенных видов народного искусства. Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками. С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия. Но самое большое распространение вышивка получила в русской деревне, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта. Ведь для этого не надо было сложных приспособлений: небольшой кусок ткани и два плотно облегающих друг друга обруча. Холст, нитки и игла обязательно были в каждом доме. Учиться вышивать начинали с 7- Вышивать начинали 8 лет и уже с детства готовили себе приданое. Зимой пряли и ткали, а когда наступала пора долгих и светлых дней начинали вышивать. Это было время прилета птиц, которые, как верили, приносили тепло, а с ним и новый урожай – основа и благополучие крестьянской семьи. (видеофрагмент)

Вышитыми узорами украшались самые разнообразные предметы крестьянского обихода и костюма. Холщевые отбеленные полотенца и скатерти, рушники, женские и мужские рубахи, пояса, головные уборы.

Вышивка на одежде имела особое значение. Ей украшали ворот, рукава, низ рубахи.

В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.

Просмотр видеофрагмента «История русской вышивки».

Формирование новых знаний.

Демонстрация мултьимедийной презентации

«Русская народная вышивка».
Знаковая символика в вышивке.

Солнце, по народным представлениям праведное и чистое, противопоставлялось всему злому, нечистому. Оно почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком. Но, так как вышивали в основном по счету нитей, оно изменило форму на косой крест с загнутыми концами – солярный знак и означало солнцеворот (смену дня и ночи, времен года). Это символ присутствовал почти на всех вышивках: полотенцах, рубахах, головных уборах.

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Обращаясь к ней, они говорили: «Кормилица – мать- сыра Земля». Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль участвовать в передвижении солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье, влекомой гусями-лебедями. Часто можно было увидеть коней и птиц по сторонам цветущего древа. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

Мотивы, используемые в вышивке.

Другим самым распространенным героем русских вышивок была птица, представленная то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам. Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме.

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки Вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих птиц, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

Вторая природная стихия – огонь, почитающийся еще с языческих времен как оберег, очистительная сила, так же изображался в образе птицы с блестящими радужными красками оперенья и роскошным хвостом, пышущим жаром.

Русская вышивка отличается необыкновенным разнообразием швов и приемов вышивания. Известно, что каждая область имела свои приемы вышивки, мотивы орнамента, цветовое решения.

Значение цвета в русской вышивке.

Вслушайся в слово «узор»: оно звучит примерно так же, как зарница, зарево, заря. Не потому ли на серебристо-белом полотне рдеет как заря вышитый орнамент!

Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Видимо, не случайно фон на тканях называли мастерицы Русского Севера «земля». Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.

Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Красный цвет, впустив другие цвета-нити, сохранил право быть главным в вышивке.

— В чем секрет красоты народной вышивки?

— Почему на протяжении многих веков женщины украшали вышивкой тканые изделия?

Вот и мы с вами сегодня тоже попробуем научиться мастерству составления узоров для вышивания. Только мы будем не вышивать, а рисовать. На уроке обществознания вы рисовали герб своей семьи. А на нашем уроке попробуйте составить оберег для своей семьи из символов, которые мы с вами сегодня выучили. Если вы будете составлять узор в технике глади, то рисуем на альбомном листе. Если в технике крестика, то на листочке в клеточку.

Выполнить эскиз узора вышивки на полотенце

в традициях русских народных мастеров
Подведение итогов.

скачать

Славянская вышивка: бытовое ремесло или женская магия?

С завистью смотрим мы на старинные вышивки с народным орнаментом! Зависть-то чувство не очень хорошее, но тут и любование этой красотой, и сожаления, и сомнения. Сложное чувство.
С одной стороны — сожаления о том, что нет уже в нашем доме этой изначальной красоты, ушла близость к природе, с другой стороны — сомнения в том, а так ли хочется мне самой вышивать, посвящая этому занятию долгие часы? Может, просто любоваться? Что в этих вышивках с народными орнаментами? Только ли какая-то житейская необходимость иметь домашний текстиль, или что-то другое?

Вышивка была неотъемлемой частью жизненного уклада. Девочек начинали приобщать к вышивке смолоду, и это было и развитие мелкой моторики, что развивает мышление ребёнка, и, одновременно, обучение основным понятиям мироустройства: «Вот три части вышивки — это, деточка, три наших мира, Правь, Явь и Навь. А вот это, смотри, птицы над рекой Березиной — рекой забвения, они переносят ушедшие души в Навь, и тех, кто уже возвращается в Явь». И ещё много-много таких смыслов, которые и по сей день сохранились в северных вышивках.

Это интересно:  Алмазная вышивка для начинающих

Ну а про воспитание аккуратности, усидчивости, терпения и говорить не приходится! Это прекрасное занятие для того, чтобы развить в девочке эти полезные в жизни качества.
Да и невеста, которая к моменту сватовства должна иметь в сундуках тридцать – сорок вышитых скатертей, передников, подзоров и рубах, пользуется уважением за своё богатство и умения.

И всё же, на мой взгляд, самое главное в северорусских вышивках — это чувство гармонии с миром, которое охватывает ту, что, тихонько напевая протяжные северные песни, мерно прокалывает иголкой ткань, создавая волшебное полотно.

Сама северорусская вышивка, я полагаю, есть волшебство, изменяющее ткань бытия.
К счастью, сохранились прекрасные образцы русской, карельской, вепсской вышивки, свидетельства жизненного уклада наших предков.

Геометрические узоры — излюбленная северорусская вышивка, самая древняя, изначальная. Именно в ней таятся лики Богов.
Все те узоры, которые привычно называются «кониками», «ладинцами», «репьями», скрывали в себе во времена двоеверия, обращения к Родным Богам.

На фото: Изображение Рода — Творца всего сущего из набора карт «Славянские Резы Рода. Предсказание» и северорусская вышивка с традиционным свастическим знаком «коники», символом света, движения, вселенской защиты.

На фото: Изображение Макошь — Богини Магии и Мудрости из набора карт «Славянские Резы Рода. Предсказание» и северорусская вышивка с традиционным свастическим знаком, символизирующим Божье Провидение

На фото: Изображение Сварога — Небесного Отца из набора карт «Славянские Резы Рода. Предсказание» и северорусская вышивка с традиционным «орепием» — знаком, символизирующим защиту Предками.

На фото: Изображение Лады — Небесной Матери из набора карт «Славянские Резы Рода. Предсказание» и северорусская вышивка с традиционным знаком «ладинец», символом защиты детей и женщин.

На фото: Изображение Мать — сыра Земля из набора карт «Славянские Резы Рода. Предсказание» и северорусская вышивка с традиционным знаком «поле», символом плодородия и богатства.

Не только красота и смысл в этих народных орнаментах! В них, как мне кажется, ещё неразгаданная тайна славянского бытового волхования. Такие вышивки невозможно делать во взвинченном, нервном состоянии — само по себе мерное действие успокаивает. И не только успокаивает, а приводит тело и душу в особое состояние, когда тело спокойно, а душа свободно путешествует между мирами и временами. Протяжные спокойные песни, которые принято было петь во время посиделок с вышивками, раскрепощают воображение и открывают дремлющие способности. Ну а если к этому еще добавить верный выбор узора да мысли о своём великом чаянии — вот и выходит волшебное полотно, способное исполнять самые заветные желания!

В короткой статье, конечно, можно рассказать только о некоторых секретах народного орнамента, который сохранился на нашем севере. Однако, постаралась передать вам настроение этого волшебного женского мастерства, больше же рассказов о вышивке и у нас в статьях найдете . И, может быть, настанет для вас такой счастливый период в жизни когда, бросив повседневную суету, вы позволите себе погрузиться в вечную красоту северного народного орнамента.

На благо!
Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка»

Секреты вышивки крестом с чистой изнанкой. Часть 1

Всеми нами любимая вышивка крестом так же, как и другие виды рукоделия, имеет свою историю. Нет точных сведений о том, где и когда появилась вышивка вообще, и когда вышивка крестом выделилась в отдельный вид. Ведь оригинальных вышивок, датируемых ранее ХII века, почти не осталось. Но изображения одежды и предметов интерьера свидетельствуют о том, что вышивка появилась намного раньше. В разных странах узоры отличались по стилю и используемым цветам. В вышивке отражались национальный колорит и собственное видение красоты каждого народа.
В России и Беларуси вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке и постепенно вышивка приобретала все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода.
С ХVIII века она вошла в жизнь всех слоев населения. Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами крестьянства. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагались на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (то есть по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до сегодняшнего дня сохраняются древние символы. Главным узором народных вышивок крестом является орнамент и стилизованные изображения животных и птиц.
В каждой местности были свои особенности и приемы вышивки крестом. Наибольшее распространение получил односторонний простой полный крест, дающий по лицевой стороне изделия крестики, а по изнаночной — вертикальные или горизонтальные стежки (важное значение при этом придавалось «чистой» изнанке).
Простой односторонний крест состоит из двух наклонных скрещивающихся стежков, при этом, как правило, нижний стежок направлен из левого нижнего угла в правый верхний, а верхний стежок — из левого верхнего угла в правый нижний.
Основные требования к вышивке:
1. Крестики должны быть одного размера. Вершины всех соседних крестиков должны совпадать.
2. Все верхние стежки крестиков должны лежать в одном направлении.
3. На лицевой стороне должны быть наклонные скрещивающиеся стежки, а на изнанке — или горизонтальные, или вертикальные, но лежащие только в одном направлении.
4. При замене ниток их концы следует прятать с лицевой стороны под крестиками, поэтому толщина вышивальной нити должна быть достаточной для того, чтобы прикрывать ткань в промежутках между стежками крестиков.
5. Стежки на изнанке должны быть короткими. Допускается делать протяжки ниток длиной не более 1 см, желательно перевивая нитку с соседними «попутными» стежками. При необходимости более длинной протяжки нитку нужно обязательно перевивать с соседними стежками. Если это невозможно, далеко отстоящую часть мотива следует вышивать отдельной ниткой.

6. При необходимости в крестике можно выполнить дополнительный стежок, то есть продублировать верхний или нижний стежок.
7. Переход в нужную точку узора следует выполнять на лицевой стороне под крестиками. Поскольку нить в этой точке должна выходить с изнанки, то после протягивания под крестиками следует вывести нить на изнанку в точке, ближайшей к нужной, и сделать изнаночный стежок с выходом на лицевую сторону в нужной точке. При невозможности перехода под крестиками кончик нити следует закрепить и нить отрезать.
Практические рекомендации перед началом работы.
Узоры геометрического характера отличаются высокой технологичностью. Для её повышения часто используют прием обрамления орнаментальной полосы швом «косичка», облегчающим переход от элемента к элементу.
Для выполнения конкретного узора нужно в первую очередь внимательно его рассмотреть и выбрать направление стежков на изнанке (горизонтальное или вертикальное), то есть проанализировать возможность и удобство перехода от элемента к элементу узора.
Большинство узоров возможно выполнить двумя способами (с горизонтальными или вертикальными стежками), для некоторых бывает пригоден только один из них.
В упражнениях рассмотрены варианты прохода вышивальной нити в различных ситуациях. Любой выбранный для вышивания рисунок можно разложить на элементы (горизонтальные, вертикальные, наклонные ряды крестиков и их сочетания) и свести к различным комбинациям этих элементов.
Один и тот же узор можно выполнить несколькими способами с одинаковым результатом. Выбирать следует оптимальный вариант, то есть наиболее удобный для конкретного человека.
Упражнения для освоения вышивания крестом с «чистой» изнанкой.
При вышивании крестом с «чистой» изнанкой используется способ неполного креста. Смысл этого способа состоит в том, что при первом проходе вышивальной нити в некоторых крестиках выполняются два стежка (верхний и нижний), в некоторых — только один из них, а некоторые крестики из технологических соображений вообще пропускаются. При втором, то есть обратном проходе вышивальной нити выполняются недостающие стежки в неполных крестиках, а также пропущенные крестики.
Схемы прохода нити в упражнениях приведены в определённом положении, исходя из их графического удобства, чтобы нагляднее проиллюстрировать последовательность выполнения элементов. При этом нужно учитывать, что при выполнении упражнений следует поворачивать работу так, чтобы рука двигалась справа налево (это наиболее эргономически целесообразное направление движения). Значок * на схемах обозначает точку начала следующего стежка. Стрелками показано направление движения нити.
1. Горизонтальные ряды.

Это интересно:  Как вышивать крестиком по схеме

1.1. Ряд сплошных крестиков выполнять справа налево в один проход нити без возврата в начальную точку.

1.2. Ряд сплошных крестиков выполнять в два прохода нити (то есть с возвратом в начальную точку): сначала ряд нижних стежков крестиков прошить справа налево, затем повернуть работу на 180° и на обратном пути поверх нижних стежков прошить справа налево ряд верхних стежков крестиков.

1.3. Ряд разреженных крестиков выполнять слева направо в один проход нити (без возврата).

1.4. Ряд сплошных крестиков выполнять слева направо в один проход нити (без возврата) аналогично ряду разреженных крестиков (см. упражнение 1.3), при этом каждый раз после выполнения нижнего стежка очередного крестика следует сначала выполнить крестик, покрывающий оставленный зазор, а затем верхний стежок неполного крестика.

1.5. Двойной ряд разреженных крестиков выполнять слева направо без возврата в начальную точку.

2. Вертикальные ряды.

Вертикальные ряды крестиков следует выполнять только в два прохода нити с возвратом в начальную точку.
2.1. Одиночный вертикальный ряд крестиков.
Сначала нужно выполнить ряд нижних стежков крестиков в направлении снизу вверх, затем перекрыть их верхними стежками в направлении сверху вниз.

2.2. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседний ряд, находящийся справа на уровне верхнего крестика.
Сначала выполнить ряд наклонных нижних стежков крестиков в направлении снизу вверх, повернуть работу на 180° и перейти на соседний ряд, где выполнить ряд нижних стежков и перекрыть их верхними стежками. Затем снова перейти на первый ряд и, перекрывая сделанные нижние стежки верхними, вернуться в начальную точку.

2.3. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседний ряд, находящийся слева на уровне верхнего крестика выполнять аналогично упражнению 2.2.

2.4. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседние ряды, находящиеся справа и слева на уровне верхнего крестика.

Выполняя упражнение аналогично упражнению 2.2, целесообразно сначала перейти на соседний ряд, который находится справа, а затем на тот, что слева (см. упражнение 2.4.1). В противном случае на изнанке образуется протяжка длиной в три клетки (см. упражнение 2.4.2). И хотя это вполне допустимо, всё же в первом случае изнанка будет выглядеть чище.

2.5. Прямоугольник, состоящий из нескольких вертикальных рядов крестиков.
Выполнять упражнение можно 3-мя способами.
В первом случае (упражнение 2.5.1) нить движется по пути, напоминающем змейку, в два прохода «туда — обратно», при этом выполнение вертикальных рядов, как в упражнении 2.1, сочетается с переходом от ряда к ряду, аналогичным переходу от крестика к крестику в горизонтальном ряду, как в упражнении 1.2.

Второй случай (упражнение 2.5.2) — сочетание выполнения вертикальных рядов, как в упражнении 2.1, с переходом от ряда к ряду, аналогичным переходу от крестика к крестику в горизонтальном ряду, как в упражнении 1.1.

Третий случай (упражнение 2.5.3) — сочетание выполнения вертикальных рядов, как в упражнении 2.1, с переходом от ряда к ряду, аналогичным переходу от крестика к крестику в горизонтальном ряду, как в упражнении 1.4.

2.6. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседний ряд, находящийся справа ниже уровня верхнего крестика.
Сначала выполнить ряд нижних стежков, затем закрыть один крестик верхним стежком и перейти на соседний ряд. Далее поступать аналогично упражнению 2.2.
Подобным образом следует поступать, если соседний ряд крестиков находится слева.

2.7. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседние ряды, находящиеся справа и слева ниже уровня верхнего крестика.
Здесь возможны три варианта.
В упражнении 2.7.1 сначала нужно выполнить ряд нижних стежков до уровня правого соседнего ряда, перейти на правый ряд, выполнить его полностью, затем перейти на левый ряд, выполнить его полностью. После этого вернуться на центральный ряд, выполнить сверху недостающий нижний стежок. Затем, двигаясь вниз, закрыть все неполные крестики (то есть, выполняя центральный ряд, по пути «туда» выполнить оба «довеска», а затем вернуться обратно).

В упражнении 2.7.2 сначала выполнить ряд нижних стежков до уровня правого соседнего ряда, перейти на правый ряд, выполнить его полностью. Затем вернуться на первый ряд, выполнить недостающий нижний стежок крестика, закрыть один верхний крестик вторым стежком. После этого перейти на левый соседний ряд, выполнить его полностью. Затем вернуться на первый ряд и, двигаясь вниз, закрыть все неполные крестики (то есть, выполняя центральный ряд крестиков, правый «довесок» выполнить по пути «туда», а левый — по пути «обратно»).

В упражнении 2.7.3 сначала выполнить все нижние стежки центрального ряда, затем закрыть один верхний крестик, перейти на правый ряд и выполнить его полностью. После этого перейти на левый ряд, выполнить его полностью, вернуться на первый ряд и закрыть оставшиеся неполные крестики (то есть, выполняя центральный ряд, оба «довеска» выполнить по пути «обратно»).

2.8. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседний ряд, находящийся справа выше уровня верхнего крестика.
Здесь возможны два варианта.
В упражнении 2.8.1 выполнить ряд нижних стежков, перейти на соседний ряд, выполнить стежок крайнего верхнего крестика ряда. Так как он ложится в направлении не нижнего стежка, а верхнего, второй стежок этого крестика нужно не укладывать поверх первого, а протягивать под ним. Далее следует выполнить оставшиеся нижние стежки правого ряда, закрыть их верхними, перейти на первый ряд и закрыть оставшиеся неполные крестики.

В упражнении 2.8.2 выполнить ряд нижних стежков, перейти на соседний ряд и далее, двигаясь вниз, выполнить нижние стежки соседнего ряда, пропустив его верхний крестик. Затем выполнить верхние стежки этого ряда, а также верхний стежок недостающего крестика, «поднырнуть» нижним его стежком под верхний, перейти на первый ряд и закрыть неполные крестики.
Подобным образом следует поступать, если соседний ряд крестиков находится слева.

2.9. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседние ряды, находящиеся справа и слева выше уровня верхнего крестика.
Выполнить нижние стежки центрального ряда, перейти на правый ряд и выполнить его аналогично упражнению 2.8.1 или 2.8.2. Затем перейти на левый ряд, таким же способом полностью выполнить его, вернуться на центральный ряд и закрыть неполные крестики.

2.10. Закрепление навыков.
Это упражнения, обобщающие некоторые предыдущие.
В упражнении 2.10.1 нить при первом проходе (на пути «туда») следует вести по рядам «змейкой», как в упражнении 2.5.1, но переходы от ряда к ряду осуществлять по-разному, так как ряды по отношению друг к другу расположены либо на уровне крайнего крестика, либо со сдвигом (см. упражнения 2.2, 2.6, 2.8). После первого прохода часть крестиков оказывается выполненной полностью, а часть — не полностью. Во время второго прохода (на обратном пути) нужно закрыть все оставшиеся неполные крестики.

В упражнении 2.10.2 второй ряд находится выше уровня первого ряда на 6 крестиков. В данном случае переход от первого ряда ко второму осуществлять способом, описанным в упражнении 2.8, нецелесообразно, так как 6 крестиков придётся выполнять в обратном порядке (сначала верхние стежки, затем нижние). Рациональнее будет пропустить эти 6 крестиков, выполнить в этом ряду только два нижних (из них первый — не полностью, второй — полностью) и перейти на третий ряд. Затем нужно выполнить все его нижние стежки и уже с третьего ряда вернуться на второй, где выполнить полностью недостающие шесть крестиков в обычном порядке (сначала нижние стежки, затем верхние), после чего перейти на четвёртый ряд и продолжить работу до последнего ряда. Во время второго прохода закрыть все оставшиеся неполные крестики.

Славянская вышивка: бытовое ремесло или женская магия?

С завистью смотрим мы на старинные вышивки с народным орнаментом! Зависть-то чувство не очень хорошее, но тут и любование этой красотой, и сожаления, и сомнения. Сложное чувство.

Это интересно:  Бесплатные схемы монохромной вышивки

С одной стороны — сожаления о том, что нет уже в нашем доме этой изначальной красоты, ушла близость к природе, с другой стороны — сомнения в том, а так ли хочется мне самой вышивать, посвящая этому занятию долгие часы? Может, просто любоваться? Что в этих вышивках с народными орнаментами? Только ли какая-то житейская необходимость иметь домашний текстиль, или что-то другое?

Секреты народного орнамента

Вышивка была неотъемлемой частью жизненного уклада. Девочек начинали приобщать к вышивке смолоду, и это было и развитие мелкой моторики, что развивает мышление ребёнка, и, одновременно, обучение основным понятиям мироустройства: «Вот три части вышивки — это, деточка, три наших мира, Правь, Явь и Навь. А вот это, смотри, птицы над рекой Березиной — рекой забвения, они переносят ушедшие души в Навь, и тех, кто уже возвращается в Явь». И ещё много-много таких смыслов, которые и по сей день сохранились в северных вышивках.

Ну а про воспитание аккуратности, усидчивости, терпения и говорить не приходится! Это прекрасное занятие для того, чтобы развить в девочке эти полезные в жизни качества.

Да и невеста, которая к моменту сватовства должна иметь в сундуках тридцать – сорок вышитых скатертей, передников, подзоров и рубах, пользуется уважением за своё богатство и умения.

Гармония народного орнамента

И всё же, на мой взгляд, самое главное в северорусских вышивках — это чувство гармонии с миром, которое охватывает ту, что, тихонько напевая протяжные северные песни, мерно прокалывает иголкой ткань, создавая волшебное полотно.

Сама северорусская вышивка, я полагаю, есть волшебство, изменяющее ткань бытия.

К счастью, сохранились прекрасные образцы русской, карельской, вепсской вышивки, свидетельства жизненного уклада наших предков.

Геометрия народного орнамента — лик Богов

Геометрические узоры — излюбленная северорусская вышивка, самая древняя, изначальная. Именно в ней таятся лики Богов.

Все те узоры, которые привычно называются «кониками», «ладинцами», «репьями», скрывали в себе во времена двоеверия, обращения к Родным Богам.

На фото: Изображение Рода — Творца всего сущего из набора карт «Славянские Резы Рода. Предсказание» и северорусская вышивка с традиционным свастическим знаком «коники», символом света, движения, вселенской защиты.

На фото: Изображение Макошь — Богини Магии и Мудрости из набора карт «Славянские Резы Рода. Предсказание» и северорусская вышивка с традиционным свастическим знаком, символизирующим Божье Провидение

На фото: Изображение Сварога — Небесного Отца из набора карт «Славянские Резы Рода. Предсказание» и северорусская вышивка с традиционным «орепием» — знаком, символизирующим защиту Предками.

На фото: Изображение Лады — Небесной Матери из набора карт «Славянские Резы Рода. Предсказание» и северорусская вышивка с традиционным знаком «ладинец», символом защиты детей и женщин.

На фото: Изображение Мать — сыра Земля из набора карт «Славянские Резы Рода. Предсказание» и северорусская вышивка с традиционным знаком «поле», символом плодородия и богатства.

Уроки вышивания народного орнамента

Не только красота и смысл в этих народных орнаментах! В них, как мне кажется, ещё неразгаданная тайна славянского бытового волхования. Такие вышивки невозможно делать во взвинченном, нервном состоянии — само по себе мерное действие успокаивает. И не только успокаивает, а приводит тело и душу в особое состояние, когда тело спокойно, а душа свободно путешествует между мирами и временами. Протяжные спокойные песни, которые принято было петь во время посиделок с вышивками, раскрепощают воображение и открывают дремлющие способности. Ну а если к этому еще добавить верный выбор узора да мысли о своём великом чаянии — вот и выходит волшебное полотно, способное исполнять самые заветные желания!

В короткой статье, конечно, можно рассказать только о некоторых секретах народного орнамента, который сохранился на нашем севере. Однако, постаралась передать вам настроение этого волшебного женского мастерства, больше же рассказов о вышивке и у нас в статьях найдете . И, может быть, настанет для вас такой счастливый период в жизни когда, бросив повседневную суету, вы позволите себе погрузиться в вечную красоту северного народного орнамента.

Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка»

В чем секрет народной вышивки

В старину вышивали преимущественно девушки, потому что они не имели права ничего делать в поле.

Дело в том, что землю наши предки считали проявлением женской энергии – рожавшей женщины. Считалось, что, если семена посеет девушка, они не прорастут, потому что у нее не открыты детородные пути, она была еще нерожавшей.

В славянских семьях женские обязанности распределялись так: девушки вышивали и обшивали всю семью, бабушки готовили еду, присматривали за внучками, а мамы работали в поле, хозяйничали по дому.

Девушка, которая готовилась к свадьбе, должна была вышить около пятидесяти свадебных рушников, рушники на праздники, рубашки и другую одежду. И когда она выходила замуж, у нее уже была подготовлена одежда, ей не нужно было тратить потом время и энергию на ее выполнение. Ведь с этого момента она должна была заботиться о своем муже. Те рубашки, которые она вышивала, передавались детям, внукам. Ведь тогда и ткань делали вручную, и вышивали родовые символы. Энергия, которой была наполнена такая одежда, передавалась последующим поколениям. Такая рубашка становилась оберегом для человека.

Наши предки учили девочек вышивать с трехлетнего возраста, тем самым они воспитывали у них старание, терпение, усидчивость и понимание родовых символов. Для чего нужно терпение девочке? Терпение, в первую очередь, нужно для раскрытия в себе женственности, узнать и принять половину, во вторых, быть готовой к вынашиванию и рождению детей. Сейчас у нашей молодежи терпения нет. Пары часто разбегаются, даже те, которые могли бы вполне гармонично жить, если бы имели терпение.

Через вышивку также передавались семейные символы, семейные знаки, которые береглись в роду. В старину каждый род имел свою родовую символику. В герб рода каждое поколение добавляет тот виток событий, который пережило именно это поколение.

Базовой техникой вышивания обрядовой одежды был крестик – символ жизненной энергии, защиты и связи с предками. Со временем появились и другие техники вышивки: алатырями — двойным крестом; перуничами; тонким крестиком.
Для одежды, в которой шли воевать или на охоту, использовали двойной крест, это защитная функция алатыря, и она помогала мужчинам в экстремальной ситуации.

Сейчас не каждая рукодельница ведает, как правильно вышивать, потому что не в каждом роду сохранились техники правильного выполнения той или иной вышивки. Правильная, гармоничная вышивка предполагает отсутствие узелков и путаных нитей с изнаночной стороны. Она должна быть такой же безупречно аккуратной, как и лицевая.
Ведь, если мы считаем, что живем в гармоничном мире (его символизирует лицевая сторона), то и наше отношение к нему должно быть гармоничным (изнаночная сторона).

Вышивая обрядовую одежду своим мужьям, сыновьям, женщины должны знать, что ведающие и витязи должны носить вышиванки одинаково аккуратно вышитые с обеих сторон. Вышиванки, в которых с изнаночной стороны есть переходы в разных направлениях.
А одежду с узелками, могут носить только неведающие люди, те, которые не верят в сакральный смысл вышивки, не верят в поток энергии, который передается по нити. Это представители варны тружеников, для которых духовность не имеет никакого значения, им достаточно реализовывать только энергии нижних чар. Вышивку, у которой и лицевая и изнаночная стороны одинаково аккуратны, называется структурированной. На самом деле вышивка – это структурированная матрица, отображение Вселенной и божественных образов, ее наполняющих.

Статья написана по материалам сайтов: nenuda.ru, www.perunica.ru, www.livemaster.ru, pandoraopen.ru, www.karvin.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector